On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 344
Зарегистрирован: 23.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.13 21:19. Заголовок: ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЩЕНКА


Для понимания социального поведения собаки очень важно представлять особенности ее развития. У владельцев собак часто возникают вопросы о возможности скорректировать поведение собаки - щенок либо не уверен в себе, всего боится, либо наоборот, ведет себя агрессивно, лает на всех прохожих и собак. Причины такого поведения могут быть заложены на генетическом уровне (слабая нервная система), а также могут крыться в ошибках выращивания и воспитания. И в том и в другом случае щенок, скорее всего, был недостаточно социализирован в своё время, отчего и возникли проблемы восприятия внешнего мира. Для полноценной социализации щенка необходимо знать его основные этапы развития и социализации.

Становление социального поведения происходит в несколько этапов. Они являются критическими в жизни щенка. Это значит, что определенные события могут происходить только в период развития. Если что-либо мешает нормальному протеканию этапа, у собаки развиваются необратимые нарушения поведения.

Существует целый ряд классификаций периодов развития, которые несколько отличаются друг от друга. Развитие щенков подробно исследовалось Джексоновской лабораторией (США). Становление и развитие поведения собак в течение многих лет изучается лабораторией онтогенеза Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР. Продолжительность отдельных стадий развития может варьировать как между породами, так и в пределах одной породы.

Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального животного и образуются связи с его окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет критические сроки, когда включаются врожденные программы поведения, и достаиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, которые постепенной тренировкой доводятся до совершенства. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Животное улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап по какой-либо причине не завершен (наследственная программа включилась, но полностью не достроилась), все дальнейшее развитие собаки, как социального животного, оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным.

Работа по генетике и социальному поведению разных пород собак в онтогенезе Скота и Фулера (Scott & Fuller), опубликованная в 1965 г, явилась настоящей вехой в науке и на многие годы определила направление исследований. Этапы социализации на волках рассматривали в своих работах американские исследователи Вулпи и Гинсбург (Wulpy, Ginsburg). В. Микуличек показал наличие, таких критических периодов у собак, четко указав рамки, когда завершается один период и начинается другой.

Аналогичные исследования проводились под руководством Л.В. Крушинского на волках и на собаках и привели к выводу, что невозможно четко указать границы периодов, очень много зависит от индивидуальности щенка, от условий выращивания и содержания. Эволюция пород, особенно в нашем столетии, резко усиливается, и вполне вероятно, что именно благодаря этому и под влиянием сложной среды одна из основ поведения - социализация находится в очень подвижном состоянии.

Хотя стадии, или периоды социализации с полным правом называются критическими, невозможно жестко определить их рамки для всего вида собака домашняя в целом. Продолжительность детства у разных пород может отличаться в три - четыре раза. Для ориентировки при дальнейшем изложении даются сроки, наиболее характерные для средних и крупных служебных пород, поскольку особенности их возрастной физиологии наиболее близки к средним показателям.

Одни авторы выделяют в детстве собаки больше периодов, другие меньше, по-настоящему критическими являются три из них.

1. Первый период социализации (начинается после 2 недель от роду и продолжается примерно до 8 недель).

Одно из важнейших событий в жизни социального животного - это импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ своего вида и - это особенность собаки - образ человека - партнера.Щенок запечатлевает образ своей матери в качестве эталона. Отныне настоящие, «правильные» собаки в его восприятии будут выглядеть именно так. Став взрослым, он будет стремиться стать членом стаи именно таких собак, будет искать брачного партнера подобного облика.
В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях. Крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, - именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей.

При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными. Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые характеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но, по сути, служит первичным механизмом разделения пород, далеко разошедшихся в ходе эволюции, является барьером, затрудняющим в таких случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов, борзых представители прочих пород зачастую просто не воспринимают как собак. Следует отметить, что импринтинг у собак в отличие от птиц, на которых это явление было впервые описано, не является одномоментным процессом. У птиц, в отличие от многих млекопитающих, импринтинг протекает молниеносно, занимая несколько часов. У щенков импритинг растянут во времени.

Более того, есть данные, что человек - не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве "родного" вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.

Наблюдения за щенками ясно показывают, что в течение первого периода социализации формируется понятие "МЫ". Щенок на всю жизнь запоминает, как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом щенок максимально раскрыт для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквально лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним - исследовательского. Количество контактов, в которые может вступать щенок велико. Разумеется, нервная система очень быстро утомляется, но и столь же быстро восстанавливается. Кому не знакома картина: маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, принимается возиться с однопометником, потом бросается куда-то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает. Короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.

Формирование понятия "МЫ" зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с собаками-париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами, обитающими в местах традиционного использования, может состояться запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается долго, но щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать, бывает, подает сигнал тревоги и заставляет щенков спрятаться. В результате щенки просто не сталкиваются с человеком, запечатление его образа не происходит.

Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относиться к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним. Ласковым обращением, лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь конкретным людям и то далеко не во всем.

2. Второй период социализации (приходится на возраст примерно от 1,5 до 5 месяцев).

Этот период может смыкаться или перекрываться с первым периодом. Суть периода в формировании индивидуальности, в том, что щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное "Я". Резко возрастают активность и самостоятельность. Однопометники уже не стремятся держаться все вместе. Усиливается исследовательская активность: щенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя.


Игровое поведение является чуть ли не преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в щенячьей иерархии. Наиболее больной вопрос - симпатия юной собаки ко всем встречным, ведь она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для него еще не существует понятие "чужие" - взрослые собаки никогда не обидят щенка в этом возрасте (подчеркиваем, речь идет о собаках с нормально сформированным поведением).

Более того, любой щенок, оказавшись в одиночестве, и, встретив незнакомую чужую собаку, получает некий минимум внимания: он может быть приведен ею в стаю, где о нем позаботятся, где его станут кормить. Подобная социальная открытость щенка, возможность перейти в другую стаю, найти приемных родителей дают совершенно новый уровень приспособленности вида. Как только вид приобрел механизм, позволяющий спасать от гибели сирот, он сразу же повысил генетическую приспособленность.

Гибель взрослого животного, родителя может быть вызвана случайными факторами, сохранение его генотипа стаей при усыновлении детенышей компенсирует такую случайность. Кроме того, таким образом, может происходить обмен генетическим материалом между стаями и снижение высокого уровня инбридинга, в норме присущего псовым. Стремление многих взрослых сук к убийству подсосных (примерно до месячного возраста) щенков отнюдь не противоречит только что сказанному. Убийство маленьких щенков - вариант естественного отбора среди сук на умение следить за своим потомством и защищать его. Прием в стаю чужих детенышей может оказаться выгодным в тех ситуациях, когда большая стая обеспечивает более эффективные добычу пищи, защиту территории. Возможность для щенка поменять родную стаю на чужую оказывается очень неплохим шансом выжить, когда отношения в собственной стае сложились жесткие, доминант плохо заботится о низкоранговых особях.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет